МБДОУ «Детский сад «Сказка» посёлка Караваево»
|
Страничка педагога-психолога (Интересная информация для РОДИТЕЛЕЙ)Что делать, если ваш ребенок… Дошкольный возраст — период активного освоения предметного мира и мира человеческих отношений, время познания, энергии и инициативы. Но радость от возросшей самостоятельности ребенка и его способности к диалогу нередко сменяется огорчением и тревогой. Родителей волнуют проявления детской агрессии, случаи лжи и даже… воровства. Предлагаемые в материале памятки помогут родителям понять причины "неправильного" поведения ребенка и справиться с трудной ситуацией. Обманывает Некоторые дети начинают обманывать взрослых уже в возрасте 3–4 лет. Когда родители обнаруживают это, они чувствуют тревогу, возмущение и стараются отучить ребенка от «дурной привычки». Что же скрывается за детской ложью? Как реагировать на обман и как научить ребенка быть честным? Детская ложь — это способ: · скрыть свою вину или неудачу; · избежать наказания; · выразить враждебность или отомстить родителям за что-либо; · превзойти взрослого; · подчеркнуть свою значительность; · добиться похвалы или проявлений любви; · оказаться в центре внимания; · приукрасить действительность, пофантазировать. Часто родители сами подают детям пример неправильного поведения, например, сообщают воспитателям придуманные причины и пропуска ребенком занятий; просят детей сказать по телефону, что их нет дома; рассказывают о том, как их собственная ложь помогла им в какой-то ситуации. Также к родительской лжи относятся случаи, когда взрослые не выполняют обещания, данные ребенку. Многие родители, стремясь разоблачить обманщика, начинают «игру» в «сыщика» и «преступника»: проводят расследования, устраивают «очные ставки», ищут доказательства обмана. Этого не следует делать: в результате «преступник» становится все изобретательнее, а в отношениях между детьми и родителями — все меньше доверия. Что делать: 1) определите причину, по которой ребенок прибегает к обману. Спокойно обсудите случившееся и помогите ему осознать, что есть другие способы разрешить его проблему;
Ворует Среди причин детского воровства можно выделить следующие: 1. Сильное желание получить понравившуюся вещь (как правило, однократный поступок). Встречается у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Ребенок осознает аморальность поступка, но не может устоять перед искушением и пытается найти оправдания своему поступку. 2. Недостаток развития нравственных представлений и воли. Основная причина — неправильное воспитание. Ребенок не понимает переживаний «жертвы», не умеет сопереживать другому человеку. Склонен подражать плохому примеру друзей, воровать «за компанию». 3. Желание самоутвердиться. Ребенок хочет обратить на себя внимание, «купить» дружбу сверстников, угощая их купленными на украденные деньги конфетами или делая им подарки. 4. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка. Реакция на жестокое обращение или авторитарное воспитание. Реакция на чрезмерное количество запретов и ограничений. Ответ ребенка на неудовлетворение его потребностей. Такое воровство часто имеет «символический» смысл — стремление присвоить себе нечто материальное из-за невозможности «присвоить» (почувствовать) любовь близких людей. Как реагировать на воровство: · постарайтесь понять, о чем говорит поведение ребенка, и адекватно отреагируйте и на факт воровства, и на причину, его вызвавшую; · без угроз расскажите ребенку о своих чувствах, связанных с его проступком; · сообщите ребенку о необходимости нести ответственность за свои поступки — украденную вещь следует вернуть владельцу. В случае «домашнего воровства» в зависимости от возраста ребенка возможны варианты: отработка украденных денег, отказ от планируемой покупки, лишение развлечений или иной способ возмещения ущерба. Что делать: 1) с детства объясняйте ребенку, что без разрешения нельзя брать чужие вещи;
Сквернословит Как быть, если дети используют в своей речи «плохие» (бранные, неприличные) слова? Рано или поздно с этой проблемой сталкивается большинство родителей. Причины сквернословия: · бездумное повторение неприличных слов без намерения оскорбить кого-либо (обычно у детей младшего дошкольного возраста); · повторение часто употребляемых ругательств за другими людьми из-за их заразительной эмоциональности; это способ выразить свои чувства (дошкольный и младший школьный возраст); · стремление продемонстрировать свою взрослость и независимость (младший школьный и подростковый возраст); · желание позлить, подразнить взрослого или отомстить ему (подростковый возраст). Если сквернословит маленький ребенок: 1) объясните, что эти слова являются неприличными и оскорбительными для тех, кто их слышит;
Бесполезно: 1) ругать или запрещать;
Полезно: 1) следить за собственной речью — если вы сами при ребенке используете бранные слова, не удивляйтесь, что он начнет их повторять;
Разрушает и ломает игрушки, предметы мебели Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо, в том числе топанье ногами, хлопанье дверью, разбрасывание вещей, порча имущества. Некоторые дети рвут книги, ломают мебель и даже устраивают поджоги. Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «переноса». Например, ребенок, которому взрослый не дал конфету (не разрешил смотреть телевизор, не пустил гулять, потребовал выполнения домашних заданий), как правило, не осмеливается открыто проявить свой гнев и «переносит» всю свою злобу на другой объект, попавшийся под руку. Нередко такое поведение демонстрируют дети, уставшие от запретов и чувствующие сильную агрессию против взрослых. Порой дети из чувства зависти и стремления самоутвердиться уничтожают что-либо, созданное другими людьми (детьми). Чаще всего в основе желания ломать, портить и разрушать лежат неуверенность в себе и вражда по отношению к людям. Советы родителям: · высказывайте недовольство и раздражение поведением ребенка в достаточно мягкой форме, объясняйте, почему вы не одобряете такого поведения; · силовое принуждение ребенка к повиновению может вызвать еще большее стремление к разрушениям; · каждый раз предлагайте ребенку устранить учиненный им разгром: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы создать беспорядок, поэтому помоги мне убраться» (для детей постарше — «сможешь привести все в порядок»); · не заменяйте сломанные ребенком игрушки новыми и не спешите убирать обломки — пусть последствия поведения будут наглядно видны; · давайте детям игрушки, которые можно разбирать и собирать, чтобы они могли удовлетворять свое любопытство; · подберите детям прочные игрушки, которые трудно сломать.
Дерется Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица. Обращение с детьми до вспышки агрессии: 1) отвлечь, предложить ребенку интересное занятие;
Почему не следует использовать телесные наказания: · ребенок может стать робким, нерешительным, неуверенным, пессимистичным; · ребенок может начать бояться взрослых; со временем неприязнь может перейти в ненависть; · телесные наказания — это модель агрессивного поведения. Дети могут подражать наказывающим их взрослым. Обращение с детьми после вспышки агрессии: 1) сказать резкое слово драчуну и утешить пострадавшего. Не следует насильно принуждать ребенка к извинению;
25 октября 2016 в 14:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.